Орган при свечах: путешествие в Лейпциг
пятница
Римско-католический храм Матери Божией Лурдской
Ковенский переулок, 7 (метро Площадь Восстания)
Цикл концертов Soirées d'orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском
Орган при свечах: путешествие в Лейпциг
Орган при свечах: путешествие в Лейпциг. Невероятный вояж сквозь эпохи с Елизаветой Козловой. В течение нескольких столетий Лейпциг был настоящей музыкальной Меккой. Он и сейчас остается одной из крупнейших музыкальных столиц Европы. В нем жили и творили Бах и Шуман, Вагнер, Мендельсон и другие выдающиеся музыканты.
Вечер откроет «Битва Давида и Голиафа» — одна из «Библейских сонат» немецкого композитора Иоганна Кунау. Предшественник Баха на посту должности кантора лейпцигской церкви Святого Фомы — основоположник жанра сольной клавирной сонаты. Сюжетные ярчайшие «Библейские сонаты» основаны на традициях итальянской школы. Кунау так же принадлежат четыре трактата, в которых именитый композитор выступил в роли научного изыскателя.
Концерт продолжит грандиозный, пронизанный трагизмом цикл «Прелюдия и фуга си минор. Есть версия, что Бах впервые исполнил его в церкви Святого Павла в Лейпциге 17 октября 1727 года, на мемориальном собрании по почившей курфюрстине саксонской Кристиане Эбергардине Бранденбург-Байрейтской. Для открытия процессии Бах выбрал прелюдию, а фуга была исполнена по ее завершении.
Феликс Мендельсон, подаривший всему миру забытого в XIX столетии Баха, продолжил его традиции. Наполнив органную историю своего времени удивительными открытиями, он возродил интерес к королю инструментов. Мендельсон жил в Лейпциге и давал концерты на органе церкви Святого Фомы, за которым прежде блистал Бах. Знаковое сочинение Мендельсона для органа — Шесть сонат, в которых приемы музыкального письма эпохи романтизма объединены с традицией, идущей от Баха. Количество частей в сонатах варьируется от двух до четырех — это темы хоралов, фуги, фантазии. Прекрасное знание инструмента позволило Мендельсону достичь ошеломляющих звуковых и тембровых эффектов.
Убежденный бахианец Макс Регер — поздний романтик и неоклассик в одном лице. Он создал более двухсот шедевров для органа. Именно Регер в XIX веке возродил орган, сделав его, впервые после Баха, ведущим в своем творчестве. Прозвучит Фантазия и фуга на тему B-A-C-H, где зашифровано имя Баха.
Вечер завершится на французской ноте. Вы услышите Токкату Луи Вьерна из Второй сюиты «24 пьесы-фантазии». Выдающийся органист и композитор опирался на классическую традицию, но был одержим поиском новых форм, используя причудливые мелодии и квази-джазовые созвучия. Музыкант занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет! Великий виртуоз и импровизатор был хорошо известен в Европе, США и Канаде. Его симфонии по праву входят в сокровищницу органной музыки.
Орган при свечах: путешествие в Лейпциг — приключения ждут!
Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.
Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России.
Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке – совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано императором Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.
Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de France — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград храм посетил генерал де Голль. Интересный факт — к визиту президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!
Программа:
Иоганн Кунау (1660–1772) Библейская соната №1 «Битва Давида и Голиафа»
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга си минор BWV 544
Феликс Мендельсон (1809–1847) Соната для органа № 1 фа минор op. 65
Макс Регер (1873–1916) Фантазия и фуга на тему B-A-C-H op. 46
Луи Вьерн (1870–1937) Токката из Второй сюиты «24 пьесы-фантазии» op. 53 № 6
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
Елизавета Козлова, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта
Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.