Орган при свечах: роскошь барокко и вестминстерские колокола
Римско-католический храм Святого Станислава
Улица Союза Печатников 22
Цикл концертов «Органные истории Старого города»
Орган при свечах: роскошь барокко и вестминстерские колокола
Орган при свечах. Роскошь барокко и вестминстерские колокола. Флейта и орган. Космос Баха, неподражаемая звукопись Дебюсси, Равеля, Вьерна и не только. Яркая, красочная, переливающаяся самыми разнообразными спектрами настроений музыкальная прогулка сквозь столетия в сопровождении прекрасного дуэта петербургских музыкантов Алексея Ужегова и Виталии Котовой.
Концерт откроет Фантазия соль мажор (Pièce d’orgue). Написанная во французском стиле пьеса включает виртуозные токкатные разделы и мощное пятиголосное фугато. Фантазия и фуга соль минор создана Бахом для участия в конкурсе на место органиста в церкви Святого Якоба в Гамбурге. Для этого надо было сочинить фугу, и значимый в мире музыки авторитет Иоганн Маттезон в качестве темы предложил мелодию фламандской студенческой песни. Бах создал грандиозный опус, в котором продемонстрировал не только искусство композиции, но и виртуозное исполнительское мастерство. Фугу впоследствии объединили с трагической фантазией соль минор, созданной под впечатлением кончины любимой жены Марии Барбары. Хоральные обработки, отражающие праздники литургического календаря, являются подлинными шедеврами жанра в творчестве великого лейпцигского кантора. Хоральная прелюдия фа минор — один из хитов органного репертуара, достигла пика популярности после выхода культового фильма Андрея Тарковского «Солярис». Прошли столетия, а флейтовые сонаты Баха по сей день необычайно популярны и востребованы. Они созданы в Кётене, где Бах служил капельмейстером при дворе князя Леопольда. руководя, в основном, исполнением камерной музыки. Есть версия, что эти сочинения родились под впечатлением игры флейтиста-виртуоза Иоганна Иоахима Кванца, познакомившего Баха со всеми приемами игры на инструменте.
Барочная история продолжится под небом Италии. Творчество Джованни Баттисты Перголези, несмотря на его короткий земной век, оставило яркий след в истории музыки. Его произведения, отличающиеся красивейшими гармоническими сочетаниями и совершенством мелодии, оказали значительное влияние на развитие оперы и инструментальной музыки XVIII века. Прозвучит Соната для флейты и клавира.
Яркий акцент концерта — фрагмент Маленькой ночной серенады Моцарта. Неизвестно, кто заказал это сочинение Вольфгангу Амадею, но оно стало истинным шедевром венской классической эпохи.
Игру света и тени, плеск воды, шелест травы и многое другое гениальный представитель импрессионизма Клод Дебюсси воплотил в своих сочинениях. Его музыка подобна живописным этюдам, передающим мгновенную фиксацию ускользнувшего мига.
Виртуозное использование тембров и регистров различных инструментов удивительным образом соединилось в творчестве музыкального символа ХХ века Мориса Равеля — ярчайшего представителя импрессионизма, оказавшего колоссальное влияние на дальнейшее развитие европейской музыки.
Луи Вьерн, представленный органным хитом «Вестминстерские колокола», — занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет. Вьерн снискал славу блестящего органиста и импровизатора, гастролируя по Европе и Америке. Его органные симфонии и изысканные программные миниатюры вошли в золотой репертуар короля инструментов.
Жан Арист Ален –– французский органист и композитор, ученик Марселя Дюпре, брат выдающейся органистки Мари Клер Ален. Он погиб во Второй мировой войне в возрасте 29 лет, оставив самобытные сочинения. В музыкальном языке композитора ощутимо влияние Оливье Мессиана, Клода Дебюсси, интерес к барочной музыке и культуре Востока. Прозвучат Три танца для флейты и органа.
Имя великого Исаака Альбениса, композитора и пианиста, одного из основоположников испанской музыкальной школы, неразрывно связано с новым направлением Ренасимьенто, возникшего на рубеже XIX–XX веков и стремившегося к созданию национальной самобытной культуры. Вечер завершит легендарная Астурия, которая прозвучит на органной педали!
Роскошь барокко и вестминстерские колокола — роскошный музыкальный вояж в последние дни зимы.
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Фантазия и фуга соль мажор BWV 572
Соната № 5 для флейты и бассо континуо ми минор в четырёх частях: Adagio ma non tanto – Allegro – Andante – Allegro
Джованни Баттиста Перголези (1710–1736)
Концерт для флейты, струнных и континуо № 1 соль мажор Р. 33: II. Largo – II. Presto
Иоганн Себастьян Бах
Фантазия и фуга соль минор BWV 542
Хоральная прелюдия фа минор Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ (Взываю, к тебе Господи, Иисусе Христе) BWV 639
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791)
Маленькая ночная серенада: 5 часть Rondo. Allegro
Морис Равель (1875–1937)
Вокализ в форме Хабанеры
Клод Дебюсси (1862–1918)
Прекрасный вечер в переложении для флейты и органа
Луи Вьерн (1870–1937)
Вестминстерские колокола из цикла «24 пьесы-фантазии» op. 54
Жан Арист Ален (1911–1940)
Три танца для флейты и органа
Исаак Альбенис (1860–1909)
Астурия (Прелюдия) из Испанской сюиты ор. 47
Исполнители:
Лауреаты международных конкурсов
Алексей Ужегов, флейта
Виталия Котова, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта;
концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.