Орган при свечах «Роскошное барокко: Бах – Вивальди – Гендель»
Римско-католический храм Святого Станислава
Улица Союза Печатников 22
Цикл концертов «Органные истории Старого города
Орган при свечах «Роскошное барокко: Бах – Вивальди – Гендель»
Роскошное барокко при свечах: голос и орган. Екатерина Маришкина и София Тихонова представляют лучшие сочинения золотого века в истории европейской музыки. Барокко — беспрецедентная эпоха, сломавшая стереотипы и подарившая миру уникальную архитектуру и оперный театр, стала одной из вершин мировой музыкальной культуры. В этом концерте встретятся Бах, Вивальди, Гендель, Перселл.
Вечер откроет Токката Яна Адама Рейнкена. Яркий представитель северогерманской школы, один из лучших органистов Германии, он пользовался почетом и уважением и жил, в отличие от многих своих коллег, в достатке. По его инициативе был реконструирован орган Святой Екатерины в Гамбурге и учреждена Гамбургская опера — одно из первых общественных музыкальных театров в Германии. Он был хорошо знаком с ведущими композиторами эпохи, в том числе с Дитрихом Букстехуде, оказал влияние на Винсента Любека и Иоганна Себастьяна Баха.
Пассакалья ре минор старшего современника Баха, главы северо-немецкой органной школы Дитриха Букстехуде — одно из самых известных органных сочинений. Непроходящий Интерес Букстехуде к нумерологии проявился в сложной структуре пассакальи. Великий Иоганн Себастьян Бах представлен одной из хоральных обработок — жанром, который в его творчестве достиг абсолютного совершенства.
Ария Удовольствия звучит в самой первой оратории рожденного в один год с Бахом Георга Фридриха Генделя «Триумф времени и правды», написанной в Риме. Инициатором ее создания и автором либретто выступил кардинал Бенедетто Памфили — покровитель искусств, композитор и поэт. Сюжет отчасти перекликается с ораторией, повествующей о покаянии Марии Магдалины, но в опусе Генделя действуют не конкретные библейские герои, а четыре аллегорических персонажа.
Британия эпохи барокко представлена знаменитой арией Дидоны из первой великой английской оперы «Дидона и Эней» «британского Орфея» Генри Пёрселла. Его талант наиболее ярко раскрылся в музыке к театральным постановкам, которых в его жизни было более 50! Эта область его авторского наследия неразрывно связана с особенностями традиций национального театра.
Изысканная роскошь, пышность и причудливая эстетика эпохи барокко в полной мере нашли воплощение в творчестве солнечного венецианца Антонио Вивальди. Вы услышите знаменитую арию Sposa son disprezzatta из оперы «Баязет».
А еще прозвучит красивейшая ария Франческо Дуранте, обращенная к Деве Марии Ярчайший представитель неаполитанской школы творил в основном на ниве церковной музыки.
Французский гость вечера — Франсуа Куперен, непревзойденный мастер рококо, еще при жизни получивший титул «Великий», представитель одного из самых больших музыкальных семейств Франции XVII–XVIII веков. Богатство фантазии композитора воплотилось в его программных клавирных пьесах, имеющих самую разную направленность: портретную, пейзажную, жанровую. Важная часть наследия композитора — органные мессы. По мнению некоторых музыкальных критиков, на них учился сам Иоганн-Себастьян Бах, легендарной Токкатой и фугой ре минор которого и завершится этот роскошный вечер.
Роскошное барокко — услада для души и слуха!!
Программа
Ян Адам Рейнкен (1623–1722) Токката соль мажор
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Хоральная обработка Nun komm, der Heiden Heiland, BWV 659
Генри Пёрселл (1659–1695) Речитатив и ария Дидоны When I'm laid in earth из оперы «Дидона и Эней» Z.626
Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Ария Lascia la spina из оратории «Триумф Времени и Правды» HWV 46a
Дитрих Букстехуде (1637–1707) Пассакалия ре минор BuxWV 161
Антонио Вивальди (1678–1741) Ария трапезундской принцессы Ирины Sposa son disprezzata из оперы «Баязет» RV 703
Франсуа Куперен (1668–1733) Оффертуар до мажор из Торжественной мессы
Франческо Дуранте (1684–1755) Ария Vergin tutto amor
Иоганн Себастьян Бах Токката и фуга ре минор BWV 565
Исполнители:
Лауреаты международных конкурсов
Софья Тихонова, меццо-сопрано
Екатерина Маришкина, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.