Орган при свечах: Великолепная Германия
пятница
Римско-католический храм Матери Божией Лурдской
Ковенский переулок, 7 (метро Площадь Восстания)
Цикл концертов Soirées d'orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском
Орган при свечах: Великолепная Германия
Орган при свечах: Великолепная Германия. Вояж сквозь века по самой «органной» стране приглашает совершить Алла Морозова. Концерт откроет масштабный виртуозный цикл Прелюдия и фуга ре мажор, созданный молодым Бахом в Веймаре. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Вершины в своем развитии обработка протестантского хорала достигла в творчестве Баха. В последнее десятилетие своей жизни Бах собрал и завершил серию из восемнадцати обработок хоралов. Это собрание вскоре стало известно, как «18 Лейпцигских хоралов». Фантазия соль мажор (Piece d'Orgue) родилась в период, когда Бах был увлечен переписыванием Органной книжечки французского органиста Николя де Гриньи, сочиненной в 1700 году. Трехчастная композиция вращается вокруг главной темы, которую предписано исполнять со всеми включенными регистрами (Grand Plein Jeu), как было тогда принято. Другой взгляд на хоральные обработки вы услышите в опусе Нильса Гаде. Скрипач, органист, дирижер, педагог, руководитель концертного общества — он был главой скандинавской композиторской школы и основателем первой в Дании консерватории. В творчестве Гаде соединились традиции национального фольклора и европейского романтизма.
Вечер продолжится лирическим Анданте и двухчастным масштабным циклом Феликса Мендельсона — выдающегося композитора эпохи романтизма. Творивший в разнообразных жанрах дирижер, пианист, органист и музыкальный просветитель основал Лейпцигскую консерваторию и был успешным руководителем Гевандхауса. Он заново открыл миру забытое к тому времени творчество Иоганна Себастьяна Баха и совершил переворот в жанре органной сонаты. Мендельсон часто гастролировал в Лондоне, где познакомился с органистом Лондонского кафедрального собора Томасом Эттвудом. Именно ему посвящен цикл из Прелюдий и фуг.
Зигфрид Карг-Элерт — наследник двух ведущих школ немецкой музыки XIX века, стоявших некогда в оппозиции друг к другу, — лейпцигской и веймарской. Композитор сочинял в разных жанрах, но наиболее популярна его органная музыка. 66 хоральных импровизаций — первое сочинение мастера для органа, которое сразу же поставило его в один ряд с выдающимися композиторами того времени, писавшими для короля инструментов. В процессе работы он уделял пристальное внимание изучению литургических текстов. Масштабный опус, состоящий из шести книг, отражает события церковного календаря: Рождество, Великий пост, Пасху и так далее.
Концерт завершится чудесным сочинением «Рождение Христа» малоизвестного в России композитора Карла Хойера. Ученик знаменитых мастеров Регера и Штраубе, он служил органистом Домского собора в Ревеле и преподавал в Лейпцигской консерватории.
Орган при свечах: Великолепная Германия — незабываемое путешествие сквозь века!
Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.
Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России.
Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке – совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано императором Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.
Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de France — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград храм посетил генерал де Голль. Интересный факт — к визиту президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга ре мажор BWV 532
Хоральная обработка из цикла «18 Лейпцигских хоралов» Nun komm, der Heiden Heiland BWV 659
Фантазия соль мажор BWV 572
Нильс Гаде (1817–1890) Хоральная прелюдия Wie schon leuchtet der Morgenstern
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Анданте ре мажор MWV 6
Прелюдия и фуга до минор ор. 37
Зигфрид Карг-Элерт (1877–1933) 2 хоральные импровизации из цикла «66 хоральных импровизаций» ор. 65: Nun danket alle Gott
Ach bleib mit deiner Ghade
Карл Хойер (1891–1936) Рождение Христа ор. 35 № 1
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
Алла Морозова, орган
Продолжительность концерта — 1 час 10 минут без антракта
Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.